Игорь Сахаров – первый и пока единственный фотограф в России, имеющий звание «Квалифицированный Европейский Фотограф Рекламы» и как следствие, профессионал, услуги которого стоят очень дорого. Уважая мнение заказчиков, Игорь, порой делает двойную работу и, что удивительно - расплачиваются за нее тоже вдвойне, без всякого принуждения, с выражением полной благодарности и признательности.
Игорь, Вы начали фотографировать с пяти лет, тяга к искусству передалось с генами?
Нет. Отец и дед были военными, а фотографировать меня научил сосед - фотограф и художник. Он вел фотокружок, и я часами просиживал в его квартире, учась проявлять и печатать карточки. Видя мое рвение, мама подарила фотоаппарат – Смена 8М. Первое, что я им снял, был кадр из мультипликационной заставки к передаче «Спокойной ночи малыши», когда все персонажи на экране собираются и усаживаются перед телевизором. Остановленное мгновение – от этого свойства фотографии я до сих пор прихожу в восторг. А первая моя карточка до сих пор хранится дома у мамы.
Родители предполагали, что фотография может стать Вашей профессией?
Конечно нет. Я учился в школе с физико-математическим уклоном, занимался разными видами спорта, вообще, чем только не увлекался. Поэтому, когда пришло время, выбор был далек от фотографии – либо поступать в радиотехнический институт, либо становиться офицером. В итоге я все же поступил в военное училище.
Пошли по стопам отца и деда. Но генерала из Вас все же не вышло…
Карьера военного у меня складывалась успешно - многие звания я получил досрочно, но, увлечение фотографией пересилило. Увольняться из рядов вооруженных сил пришлось через два суда офицерской чести, но меня это уже не беспокоило. Еще оставаясь де-юре военнослужащим, я организовал в городке Барановичи (Белоруссия), первую частную газету «Шанс». Увлеченно снимал актуальные репортажи из дома престарелых, морга, роддома…
Очень «жизнерадостные» Вы выбирали места для съемок!
Это было модно, да и не все так мрачно. Съемка в роддоме, к примеру, вылилась в почти анекдотичную историю. При мне рожали 2 женщины, одна из которых 43-х летняя учительница, будучи незамужем, решила завести себе ребенка. Роды у нее были тяжелые, и, когда все закончилось, она меня благодарила даже больше чем врачей. Нет, не за съемку. А за то, что из-за меня бригада медперсонала явилась в операционную в полном составе: чтобы Минздрав или еще кто не прознал, что роды принимаются не как положено, а «как обычно». Но это еще не все. После опубликования репортажа, меня вызвали в Горком партии «на ковер». Однако, вместо выговора наградили грамотой, поскольку рождение человека было признано событием угодным не только Богу, но и Горкому партии и предосудительного в нем ничего не нашли.
Как к вам пришло осознание, что Ваше кредо рекламная фотография?
Был такой период, когда все увлекались чернухой – помойки, бомжи, разруха, а мне отрицательных эмоций в армии хватило. Душа требовала чего-то другого – хорошего, теплого, светлого, красивого – все это я нашел в рекламе. Я всегда старался снимать ее красиво, отражая в ней свой взгляд на мир, то, что я хотел бы в нем видеть.
Помните свой первый заказ? Сколько Вам за него заплатили?
Нет, не помню - с тех пор прошло 16 лет. За это время были отсняты тысячи кадров! А что касается оплаты - когда я начинал, рекламного рынка у нас в стране не было. Все предпочитали вырезать картинки из журналов, сканировать и накладывать на них свой текст. И когда тебе платили 50 долларов за кадр – это были очень хорошие деньги. Не было в те времена и студийной аппаратуры. Первым моим световым оборудованием стал купленный на барахолке зонтик, который я изнутри выкрасил водоэмульсионкой и поместил в него вспышку. Потом, живя 2 года буквально на воде и хлебе, на заказах накопил немного денег и организовал сначала свое рекламное агентство, а затем школу фотомоделей и манекенщиц. Многие из этих девушек сейчас успешно работают на Западе. Например, Ира Бондаренко блистала на подиумах Милана, Парижа, Нью-Йорка. А сейчас благополучно замужем за миллионером – бывшим мужем Линды Евангелисты.
Вы известны как фотограф, справляющийся со съемкой любого уровня сложности. Для вас действительно нет невыполнимых задач?
Нет. Есть кажущиеся невыполнимыми. Например, недавно я снимал рекламу одному пивному бренду. По замыслу, бутылка в кадре должна была влетать в воду с брызгами, а это противоречит всем законам физики. Тем не менее, брызги в кадре у меня получились отличные. Идеи воплощения подобных замыслов даются мне достаточно легко – сказывается обучение в физико-математической школе. Поэтому, я люблю снимать сложные предметы – стекло, бутылки, воду, нравится работа в движении… Работая с моделями, я всегда стараюсь уловить необычный ракурс, остановить человека в полете, движении - жизнь стремительна и когда я снимаю динамику, это соответствует духу времени.
То есть, чем сложнее съемка, тем легче она Вам дается?
Тем больше нравится! Казалось бы чего проще - снимать каталоги! Работа вроде легкая и прибыльная, но смертельно скучная. Когда я не получаю морального удовлетворения от проделанной работы, считаю, что заказ не отработан полностью. Но не все от меня не зависит. К примеру, простейшая съемка – снять 20 пирожков, заменяя один другим. Это невообразимо тоскливо и я начинаю зевать и засыпать прямо на ходу. Работа должна увлекать! Поэтому, даже съемку пирожков я стараюсь сделать увлекательной, вкложить в нее душу. Иначе хорошего результата не получить.
Чем создание рекламного фото отличается от обычного?
Любой хороший фотограф это две составляющие – владение техникой (законами физики в том числе) и наличие идей. Если я владею техникой, но отсутствуют интересные идеи - хорошей карточки не получится. И наоборот. Есть идеи, но не могу их технически воплотить – ничего не получится. Сплав этих двух составляющих и есть успех фотографа. А рекламная фотография – это пик владения фотоискусством. Чтобы фотография получилась идеальной, техникой надо владеть безупречно и не просто иметь идеи, а находить яркие и оригинальные решения.
Всегда ли Ваше мнение совпадает с мнением заказчика?
Далеко не всегда. Иной раз приходится пересиливать себя и снимать так, как того требует клиент. В этом заключается еще одна особенность и сложность создания рекламной фотографии. Потому что можно спорить до бесконечности о том, что я сниму лучше, и в таком виде кадр будет удачнее. Я понимаю, что многие заказчики, 80 процентов из которых составляют рекламные агентства, прежде чем придти ко мне проводят собственные маркетинговые исследования и на их основании разрабатывают идеи. Не верить им я смысла не вижу.
И снимаете так, как хотят они?
Внутренне не соглашаюсь, но снимаю: блик должен быть именно здесь – ни сантиметром левее, ни сантиметром правее. Иногда иду на хитрость: говорю о-кей и снимаю два варианта – так как хочет заказчик, и как это вижу я. Когда он приходит за результатом, я сначала показываю ему картинку снятую по его заказу и слышу, да, все отлично, мне все нравится. Расплачивается. Затем я показываю ему карточку, которую я снял исходя из собственных соображений. В ответ - о, эта мне нравится еще больше! И покупает и ее, соответственно.
К такой изысканной хитрости не придерешься – волки сыты и овцы целы.
От камеры много зависит в Вашей работе? Или обладая творческим взглядом шедевр можно снять и на мыльницу?
Камера – это дополнительный инструмент. Когда в руках у фотографа совершенная техника и он не отвлекается на техническую составляющую, на первый план выходит идея. Благодаря хорошей технике снимать легче и приятней. У меня, например, две любимые камеры: людей я снимаю Contax 645, предметы - Sinar p3.